О “Дне влюблённых”, или “Дне святого Валентина”

14 февраля по традиции, пришедшей к нам с Запада, предлагается праздновать день святого Валентина или День влюбленных. Легенда говорит следующее… В середине третьего века по Рождестве Христовом император Клавдий II пришёл к мысли, что одинокий мужчина, не обременённый женой и семьёй, лучше будет сражаться на поле битвы во славу кесаря, и запретил мужчинам жениться, а женщинам и девушкам– выходить замуж за любимых мужчин. А святой Валентин был обычным полевым врачом и священником, который сочувствовал несчастным влюблённым и тайком от всех, под покровом ночи освящал брак любящих мужчин и женщин.

Вскоре деятельность святого Валентина стала известна властям, и его посадили в темницу, приговорив к смертной казни. В заключении святой Валентин познакомился с прекрасной дочерью надзирателя – Юлией. Влюблённый священник перед смертью написал любимой девушке признание в любви – «валентинку», где рассказал о своей любви, и подписал его «Твой Валентин». Прочитано оно было уже после того, как его казнили, а сама казнь произошла 14 февраля 269 года. С тех пор берет свое начало традиция праздновать 14 февраля День влюбленных и обмениваться «валентинками».

На сегодняшний день традиция эта стала многомиллиардной индустрией, приносящей огромный доход тем, кто ее всячески поддерживает. Разберем с Божьей помощью, соответствует ли вышеупомянутая легенда истине и исторической правде… Православной Церкви известны два святых мученика под именем Валентин, которые умерли за Христа в третьем веке. Один из них–священномученик Валентин (Уалентин), епископ Интерамнский (Инте- рамны–город в Италии). По молитве этого архиерея исцелился сын одного известного римлянина. И весть о том исцелении облетела вскоре весь Рим. Люди стали массово принимать Святое Крещение. Это разгневало императора, и он обезглавил священномученика Валентина. О втором святом– пресвитере Валентине – известно еще меньше. Известно только то, что священномученику римскому пресвитеру Валентину усекли главу мечом язычники. Кроме того, дни памяти обоих святых никак не совпадают с 14 февраля. День памяти священномученика Валентина епископа – 12 августа по новому стилю.

А святого Валентина пресвитера– 19 июля (н.ст.). По традиции Православной Церкви дни памяти того или иного святого устанавливаются в день кончины. Отсюда мы видим явную фальсификацию, как дат дней памяти, никак не связанных с 14 февраля, так и несуществующих подробностей «жития» святого Валентина. Например, подробности о том, что священник Валентин якобы влюбился в прекрасную дочь тюремного надзирателя Юлию и слал ей любовные письма, которые опять же якобы назвал «валентинками». В данном случае эта легенда не имеет под собой никакого церковного основания, так как Церковь подобную страсть считает грехопадением.

Она никогда бы не канонизировала человека, который, уже будучи священником, влюбился бы в кого-то и слал объекту обожания любовные письма. Священник может жениться только один раз. И то до принятия священного сана. Если по какой-то причине его брак расторгается, он должен оставаться один. Поэтому для священника Валентина могло быть два варианта рукоположения во священный сан. Он мог быть рукоположен безбрачным (в целибате или монашестве), тогда, влюбившись в Юлию, Валентин тяжко согрешал против канонов Церкви. И он мог быть белым женатым священником. Тогда он не только тяжко согрешал против церковных канонов, но еще и впал бы в грех прелюбодеяния. Пресвитер об этом знал бы точно. Так, что, скорее всего, данная легенда– всего лишь сказка, вымысел.

Правда же такова… В древнем Риме 15 февраля проводился языческий праздник, называющийся лупер- калии (от латинского слова «lupa»–волчица). Место, где по легенде волчица выкармливала Ромула и Рема (основателей Рима) молоком, считалось у римлян священным. Там приносили в жертву богам животных, потом из их кожи делали бичи. Молодые люди брали эти бичи и голыми бегали по городу, стегая ими женщин. Считалось, что «священные» бичи принесут плодовитость и легкие роды. В конце торжеств женщины также раздевались догола. Потому, конечно же, хочется сказать, что мы должны знать, что мы празднуем.

И на лжи и фальсификации все равно не построишь ничего хорошего. Оказать знак внимания своему супругу или супруге – в том нет ничего плохого. Только нужно помнить, что наша любовь должна быть не яростной языческой плотоядной страстью, но тихой и нежной жертвенностью – жизнью ради другого человека. Тем более, что и у православных есть свой день Любви – день семьи. Он празднуется 8 июля по новому стилю в день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии, считающихся по традиции нашей Православной Церкви покровителями семьи.

Статья из газеты «Голос Православия» (номер за январь 2017 года). Николаевская епархия.

О Рождественском посте !

Рождественский пост всегда начинается 28 ноября по новому стилю после дня памяти святого апостола Филиппа (27 ноября). Поэтому Рождественский пост иногда называют Филипповым. А заканчивается 7 января после утренней Божественной литургии.

Этот пост не строгий. Нельзя есть продукты животного происхождения: мясные, молочные, яйца. Но можно есть рыбу. Рыба не вкушается только в среду и пятницу. Ведь это дни особой скорби для православных христиан . В среду Иуда предал Господа нашего Иисуса Христа за тридцать серебряных монет, а иудейские первосвященники вместе со старейшинами решили Его убить. А в пятницу Спаситель был распят за наши грехи.

Есть и более строгая форма поста: рыбу не едят с понедельника по пятницу, она употребляется лишь в субботу и воскресенье. Степень сдержанности в еде каждый выбирает для себя сам. Лишь желательно посоветоваться об этом со своим духовником, или священником, которому вы доверяете.

Рождественский пост делится на две половины. Одна из них (большая по времени) длится с 28 ноября по 1 января и проходит вышеуказанным образом. С первого января до самого праздника Рождества Христова пост усиливается. Любая пища животного происхождения (даже рыба) не употребляется. Только продукты растительного происхождения с растительным маслом.

Наиболее строгий пост выпадает на 6 января. Этот день называется на церковном языке Навечерием Рождества Христова. Как правило, в этот день еда и даже вода, другие напитки не употребляются, как в народе говорят, до первой звезды. Эта традиция берет начало в храмовом православном богослужении. По церковному постная пища употребляются по окончанию рождественского вечернего богослужения в храме. Тогда из алтаря выносится подсвечник с зажженной свечой, которая символизирует собой, что взошла звезда над Вифлеемской пещерой, где рождается Спаситель. После вечерни можно поесть кутю, или другие растительные блюда. А на утро пойти в храм, чтобы достойно встретить Светлое Рождество Христово – второй по значимости православный праздник после Пасхи. При сильной болезни, или невозможности выдержать пост 6 января, можно принять немного пищи, например, выпить чая или воды с хлебом.

Дорогие братья и сестры, хочеться обратить ваше внимание, что для православного христианина на Рождественский пост приходятся два хитрых искушения. Первое из них – Новый год. Это арифметический праздник. Своеобразный итог жизни за определенный период. Конечно, его можно праздновать, но умеренно. Можно встречать этот праздник, но не по-языческому (упиваясь и объедаясь, делая другие грехи), а по-православному. Поблагодарить Бога за прожитый год, попросить Его благословения на следующий год. Можно посидеть и в кругу семьи, приготовить постную еду (шубу, постное «оливье», другие рыбные и растительные блюда), отпраздновать, но не злоупотреблять алкоголем, ибо в нем есть блуд, как сказал святой первоверховный апостол Павел. Избегать танцев и других чрезмерных в пост развлечений. Поэтому можно пойти в храм на богослужения и поблагодарить Бога за прошедший год и попросить благословения и милости Божией на следующий.

И, главное, помнить накануне Нового года, что мы не «обезьяны», и не «петухи», и не «козы», как некоторые говорят, узнав про китайский календарь. Мы – люди. Мы – православные христиане, образ и подобие Божие.

Судьба всего мира и бессмертной души каждого человека зависит от Пресвятой Троицы. Схема китайского зодиака это отрицает, и является ошибочной. Поэтому не надо обращать внимания и тратить драгоценное время на различные языческие выдумки. Они только мешают исполнять спасительные заповеди Всемилостивого Творца.

Нельзя верить в зодиакальный астрологический гороскоп, вроде бы мертвые глыбы камня, которые летают в космосе, имеют над нами какую-то власть. Не нужно держать у себя дома гороскопы и календари с ними. А если это произошло, и человек читал его, держал дома, верил ему, тогда надо исповедоваться в храме Божьем перед православным священником.

Ведь мы должны поклоняться только истинному Богу – Отцу и Сыну, и Святому Духу. И Ему одному служить. Не ищите на себя гнев Господень богоотступлением – суетной верой в восточное язычество и астрологию, наоборот ищите на себя Божью благодать верой во Христа-Спасителя.

Второй общественный соблазн – это так называемая «вечеря». Эта традиция, вероятно, возникла на територии Советского Союза, когда людям запрещали праздновать Рождество Христово в храмах, и они тайно вечером, как могли, праздновали его дома или в гостях. Но со временем эта традиция переросла в какие-то полуязыческие застолья со злоупотреблением алкоголя и перееданием, где среди двенадцати блюд – и колбаса, и шашлык, и другие мясные блюда.

Печальный результат «ужина» – полупустые храмы на праздник Рождества Христова. И таким образом, праздник проходит почти мимо них. Это все очень-очень грустно…Не говоря уже о том, что это большой грех. Нужно достойно встретить праздник Рождества Христова.

День 6 января лучше провести в храме, углубляясь в молитвы, которые открывают нам великую Тайну Рождества Христова – это начало спасения Богом человечества. А 7-го января надо обязательно быть на Литургии, чтобы достойно встретить Христа, Который рождается для нас, чтобы соединить нас с Собой и исцелить от греха, смерти, освободить от диавола. А уже потом, после богослужения можно разговеться. Ведь время с 7 января по 18 января – это одно непрерывное празднование без поста, которое называется «святки». И тут уже можно и в гости ходить, и «ужин» носить, посещая своих крестных родителей (что само по себе является хорошей традицией), и обязательно колядовать, неся в дома православных христиан весть о Христе Рожденном!

Желаю всем нам, дорогие братья и сестры, чтобы мы в период Рождественского поста чаще посещали Божьи храмы, творили заповеди Божьи, добрые дела милосердия, усилили молитву, исповедовались, причастились Тела и Крови Христовых, очистили душу и тело, чтобы достойно встретить Бога, Который рождается в мир для нашего спасения.

Статья из газеты “Голос Православия” (номер за декабрь 2016 года). Николаевская епархия.

Собрание священников Новобугского округа

SAM_223323 декабря, в Свято-Петропавловском храме города Нового Буга состоялось собрание священников Новобугского округа, его возглавил благочинный протоиерей Игорь Семенюк. Священники обсудили насущную ситуацию в благочинии и на своих приходах, поделились проблемами, достижениями, будущими планами.

Святого апостола Андрея Первозванного

966c1ef8d35f17701d4152c8a0169d8b13 декабря, в день памяти святого апостола Андрея Первозванного благочинный Новобугского округа протоиерей Игорь Семенюк совершил Божественную литургию в храме апостолов Петра и Павла, город Новый Буг. По завершению богослужения батюшка отслужил молебен ко святому апостолу Андрею Первозванному.

Отец Игорь поздравил всех собравшихся с праздником святого апостола Андрея Первозванного и пожелал, чтобы святой апостол помогал всем укрепляться в Православной вере, добросовестном исполнении святых Божиих заповедей и творении добрых дел.

Святый апостоле Андрее Первозванный, моли Бога о нас !