“Перекрестись, сынок”, – негромко сказала женщина средних лет стоявшему рядом с ней подростку, когда священник с амвона осенил молящихся Евангелием. И тот вместе с матерью чинно и неторопливо начал осенять себя крестным знамением. “Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа”, – еле слышно шептали губы, а лицо мальчика приобрело при этом торжественно- благоговейное выражение.
Как отрадна такая картина! Но как же часто, к сожалению, приходится видеть иное – верующие люди, по многу лет ходящие в церковь, крестятся совершенно неправильно…
Один машет рукой вокруг себя, будто мух отгоняет; другой сложил пальцы в щепотку, и кажется, что он не крестится, а осыпает себя солью; третий – со всего размаху вбивает пальцы в лоб, словно гвозди. Что уж говорить о самых распространенных ошибках: когда руку не дотягивают до плеч, опуская где-то возле шеи, или не опускают ее к животу а останавливают чуть ниже подбородка.
Мелочь? Пустяк? Формальность? Нет, ни в коем случае. Еще святитель Василий Великий писал: “В церкви все благообразно и по чину да бывает”. Крестное знамение – видимое свидетельство нашей веры. Чтобы узнать, православный перед тобой или нет, надо просто попросить его перекреститься, а по тому, как он это сделает и сделает ли вообще, все станет ясно. Да и вспомним евангельское: “верный в малом и во многом верен”(Лк.16,10).
Сила крестного знамения необычайно велика. Многократно в Житиях Святых встречаются рассказы о том, как бесовские чары рассеивались после однократного изображения на человеке Креста. Потому те, кто небрежно, суетливо и невнимательно крестится, попросту радуют бесов.
Какое же крестное знамение будет правильным? Нужно сложить вместе три первых пальца правой руки, что символизирует Единство Святой Троицы. Два пальца – плотно пригнуть к ладони, символизируя тем самым схождение Сына Божия с Небес на землю (два пальца – образ двух природ Христа).
Вначале сложенные персты поставляются на лоб, для освящения ума; затем на чрево (живот) – для освящения чувств; после этого – на правое, а затем – левое плечо, освящая телесные силы. Опустив руку, совершаем небольшой поклон. Почему? Потому, что только что изобразили на себе Голговский Крест, и поклоняемся ему. Кстати, еще одна распространенная ошибка – поклон одновременно с крестным знамением. Делать этого не следует.
В некоторых источниках при описаниях крестного знамения нижний конец креста ошибочно предлагается полагать на груди. В таком случае Крест получается перевернутым и невольно превращается в символ сатанистов.
Крестное знамение сопровождает верующего повсюду. Мы крестимся, вставая с постели и ложимся спать, выходя на улицу и входя в храм; перед едой крестим пищу. Крест Христов освящает собой все и вся, и поэтому изображение его верующим на себе – спасительно и душеполезно.